Среднеахтубинская пойма

С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ

С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ

Наступил суровый 1941 год. В Великой Отечественной войне участвовали многие жители нашего района. В начале войны создаётся истребительный батальон, который был призван уничтожать воздушных десантов врага, оказывать помощь раненым и тушить пожары при бомбёжках. Командиром его стал Круглов, а политруками Сучков и Гольников

В октябре 1942 года в Среднюю Ахтубу приехал начальник штаба партизанского движения генерал-майор Кругляков Т.П. для организации, и координации партизанского движения в области. В здании средней школы открыли спецшколу для подготовки людей к боям в тылу врага. В ней: обучалось 345 человек, в большинстве молодёжь из Москвы и Сталинграда. Были в ней и среднеахтубинцы: инженер плодозавода Шуин, механики Заплавинской МТС Филатов и Петров.

Днём 4 ноября фашисты подвергли село ожесточённой бомбёжке 17 самолётами. Разрушили штаб и центр села. Жертв в школе не было, но среди жителей села - много, и одна из них - редактор районной газеты «Колхозная Ахтуба» 38 -' летняя Ольга Рыжова.

В 1942 году советская армия с боями отходила к Сталинграду. Немецкое командование, несмотря на огромные потери в живой силе и технике, бросало в бой всё новые резервы, пытаясь взять Сталинград и перерезать главную артерию питания страны топливными ресурсами Каспия.

В Волго-Ахтубинской пойме начали создаваться резервные и основные базы снабжения войск техникой, боеприпасами и продовольствие для последующей доставки армиям на правый берег Волги. В связи с ЭТИN организовали переправы через неё. Самая мощная переправа работала 01 Красной Слободы к центральной пристани города Сталинграда и 01 южной оконечности Слободы (от Бобылей) к причалам порта. Эти пере' правы имели самый короткий путь к фронту. Но с 14 сентября противник продвинувшись к берегу Волги, стал обстреливать переправы из всех видов оружия. Поэтому переброска войск и грузов была переведена севернее этого участка, в район «Скурды».

В восьми километрах от переправы, на юг от неё, на ерике Жирновом
расположен х.Ямы. В лесах, расположенных вокруг этого хутора, был устроен центр управления войсками Сталинградского и Юго-Восточного фронта.

В блиндажах, вырытых в лесу около хутора, с 9 сентября располагался пункт командующего Сталинградским и Юго-Восточным фронтом генерал-подполковника А.И.Еременко, Военный Совет этого фронта, Управление тыла фронта и 64-й армии во главе с генералом Александровым.

Штаб фронта находился на территории Красного Сада - небольшого села на правом берегу р. Ахтуба. Его возглавлял генерал-майор Варенников.

В этих исторических местах - на Ямах и в Красном Саду - решались очень важные оперативно-тактические задачи: расстановка сил и техники на решающих участках боёв, проходило управление обеспечением питания, боеприпасами, техникой и людскими резервами. Отсюда осуществлялась связь со всеми армиями фронта, тыла и со ставкой Верховного главного командования нашей страны.

Расположенный в Красной Слободе Сталинградский судоремонтный завод стал главной базой ремонта судов на переправах. На каждой рабо тала бригада специалистов, которые обеспечивали мелкий ремонт на мес те дислокации переправ, делали детали или корпусные заготовки, доставляли их к переправам и так, зачастую под огнём противника, вводили в строй баркас, паром или пароход.

Осенью 1941года на завод была возложена задача: собирать реактивные снаряды М-8, легендарные «Катюши», из деталей, поставляемых с заводов города Сталинграда. 1 апреля 1942 года завод вошёл в график выполнения заданий. В августе 1942 года по инициативе директора судоремзавода Н.П.Заславского на завод перевели цех по заливке снарядов взрывчаткой. Он был организован в заводской бане речников. Тут же, рядом с цехами, готовились взрыватели к снарядам. Работа шла быстро, но продолжалась до октября, то есть до эвакуации завода. Последняя партия снарядов - 5000 штук была отправлена в дни эвакуации заводского оборудования в район колхоза имени Фрунзе (ныне хутор Закутский).

Левый берег Волги в дни боёв за Сталинград стал основным пунктом приёма больных и раненых, доставляемых с фронта. Их переправляли через Волгу в Красную Слободу, но когда эта переправа стала постоянно обстреливаться, то основной поток раненых пошёл через пристань Тумак. Стационарные госпитали стали действовать в Верхней Ахтубе, Средней Ахтубе, Заплавном и Ленинске.

В самом посёлке Средняя Ахтуба находился полевой передвижной госпиталь № 472, а в степи на северо-востоке от села - № 482.

Всего в Среднеахтубинский район было эвакуировано 8 тысяч человек, а через эвакопункт прошло свыше 170 тысяч человек. Для эвакуированных детей было собрано более 4 тысяч единиц тёплых вещей.

Среднеахтубинцы сдавали Родине свои сбережения. На постройку эскадрильи самолётов «Героический Сталинград» собрали 386357 рублей, на танковую колонну - 507389 рублей.

Осенью 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны началось строительство железнодорожных линий Сталинград - Паромная - Владимировка иСталинград - Иловля - Камышин, а осенью 1942 года 6
железной дороги Кизляр - Астрахань, с паромными переправами через Волгу. Эти железные дороги сыграли важную роль в переброске боепри пасов, резервов и нефтепродуктов Сталинградскому, Донскому и Юго западному фронтам.

Укладку пути Сталинград - Владимировка вёл специальный поезд, руководимый И.О.Бубчиковым. С августа 1941 по январь 1942 года вместе с кадровыми подразделениями работал весь личный состав Краснослободской МТС со всей землеройной техникой, а также простые жители нашего района.

19 декабря 1942 года залп тысячи орудий, ракетных установок известил о начале исторического контрнаступления Советских войск под Сталинградом.

Только в этот день артиллерия выпустила по врагу 689000 снарядов, которые были доставлены на фронт в 1300 вагонах Сталинградскими и астраханскими железнодорожниками. Большую долю в это боевое дело внесли строители и работники железной дороги Сталинград - Владимировка.

Ущерб, нанесённый бомбардировкой авиации и миномётными артиллерийскими обстрелами немецких войск по населённым пунктам, расположенным в Волго-Ахтубинской пойме, был огромным.

За вторую половину 1942 года были полностью разрушены: Х.Бобров, с.Бурковское, х.Ямы, х.Песчаный, х.СтаренькиЙ, х.Тумак, колхозы имени Фрунзе, Лебяжья Поляна, Третий Решающий и Цыганская заря. На 90 % разрушены: Красная Слобода, С.Нижнее Погромное, с.Безродное, х.Кузьмичи, х.Рыбачий, пос.Верхняя Ахтуба и другие.

В Красной Слободе уничтожено 822 постройки, повреждено 2665 домов и нанесено ущерба на сумму более 45 миллионов рублей.

В рядах защитников Родины сражались более 2300 воинов - среднеах тубинцев, боевые подвиги которых отмечены многочисленными ордена ми и медалями. Особую гордость вызывают Герои Советского Союза А.В. Коробов, Д.Л.Чепусов, П.М.Григорьев, П.В.Фролов.