Среднеахтубинская пойма

ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ

Большую роль в образовании и становлении нашего края, а именно, посёлка Средняя Ахтуба,сыграл Степан Тимофеевич Разин. Подробно об истории родного села рассказывает наш земляк, краевед - исследователь Г.А.Генералов (1902 1997 ГГ.). Большое количество собранных им материалов хранится в историко краеведческом музее Средней Ахтубы. В его рукописях особо упоминается о предании, рассказанном Ларионом Семёновичем Смотшым. «Человек Разин был бывалый. Всю жизнь батрачил. В погоне за работой бывал и в Дербенте, и в Астрахани. Много видел всякого, И хорошего и плохого. Рассказывать он умел. В один из зимних вечеров, когда на дворе бушевала метель, и выйти было некогда, мы просили деда Ларю рассказать, как возникло наше село. И вот как мне запомнился этот рассказ - предание», - пишет Г.А.Генералов. А вот и рассказ деда Лари.
«Основание нашему селу положил сам Степан Тимофеевич Разин. Было эта весной, в мае месяце, в тат гад, когда ан пробирался на Каспий, пошуровать персидских купчишек и ханов. Силушки у него было маловато. Сот шесть казаков-удальцов. Попробовал он взять штурмом Царицынскую крепость. Не вышло! В Царицыне пушек и стрельцов хватало. Тогда он послал к воеводе своего верного товарища Ваську Уса с предложением, что он, Разин, уйдёт из под Царицына, если воевода даст ему пороха и инструмент кузнечный и плотницкий. Видать у воеводы боязнь была, что Разин осадит Царицын и заставит крепость сдаться. Он дал согласие Усу и вместе с ним .отправил на подводах Разину всё, что он требовал.

Получив это, Разин поплыл в обход Царицынской крепости ПО нашей Ахтубе. В Верхнем Безродном, а оно уже существовало, разинцы не остановились. Весной в половодье плыть по Ахтубе легко, течение быстрое, Ахтуба была ши рокой и протекала на месте нынешней среднеахтубинской Нижней улицы (Степана Разина) и до сих пор протока в её конце называется Старой Ахтубой. Приплыли разинцы сюда после обеда. Расположились на высоком месте, у Крутого Яра, где теперь паромная пристань. Здесь разбили свои шатры.

Пока готовили кашеварки ужин, Степан Тимофеевич поднялся на Крутой Яр. Посмотрел вокруг. Неописуемая красота открылась перед ним. Внизу Ах туба полноводная, как море разлилась. За рекой займище с лесом дремучим. Посмотрел назад, на восток, а там матушка степь широкая, привольная, майскими травами, как зелёным ковром покрытая, для скота выпасы медовые.

Спустился Разин в шатёр и задумался. Под Царицыным к нему народишка прибыло: с Дона беднота казачья, с Волги беглые, с Ахтубы безродные. Народ смелый до отчаянности. Такие и нужны ему! В то же время есть раненые и больные. Есть и бабы кашеварки. Подумал, обузой будут эти ЛЮДИ вне ведомом морском походе. И решил Степан Тимофеевич оставить их здесь. Места привольные, от царских воевод скрытные, пропитанием себя обеспечат, а рядом сосед надёжный Безродный городок. Подумал и о том, что при возвращении из похода может своя станица и понадобится. Вызвал к себе атаман сотника Ивана, храбро го казака, раненого в ногу. Рассказал ему о своей задумке и решении. Иван сразу на дыбки: «Зачем бросать меня атаман, я в поход с тобой хочу». Спорить с Разиным было трудно. В речах он был убедительным, а в глазах сидело что-то колдовское, взгляд пронзительный, всё насквозь видел. Умел убеждать, умел и повелевать народом. Так получилось и с Иваном. Побрыкался он, побрыкался и согласился с Разиным.

Оставил Разин новосёлам ружья, сабли, пики, порох, свинец на пули, хлеб, соль и два лёгких челна, тогда они «каргами» назывались, а казённые многовесельные лодки назывались «каторгами». Прощаясь с оставшимися, Степан Ти мофеевич поплыл по Ахтубе и её ерикам на Чёрный Яр. В половодье по ахтубинским ерикам можно плыть да самаго Бузина, который до самой Астрахани протекает.

После проводов оставшиеся выбрали своим атаманом Ивана. И стал атаманствовать на Ахтубе казак Иван, и было под его началом шесть казаков и пять, баб. Горстка людей, а потом станица стали расти. Эта было года через два, когда Разин взял Царицын и пошёл походом на Москву, и особенно после раз грома разинских войск. Тогда уцелевшие казаки, вернее те из них, кто знал, что оставлена Разиным на Ахтубе станица, и махнули сюда. Окрестили поселение НИЖНИМ Безродным, а через год обнесли своё поселение валом и огорожей и стали называться городком».
Нижний Безродный городок образован разинцами 29 мая 1668 года (ныне это рабочий поселок городского типа Средняя Ахтуба).

На Волге и Ахтубе глубоко уважают имя Степана Разина. В 1918 году Среднеахтубинский Совет вынес решение о переименовании Нижней улицы в улицу Степана Разина.

Но продолжим перелистывать страницы Среднеахтубинской летописи.

В 1720 году проведена подушная перепись низового Поволжья. Среди сторожилов бытовало много сказов о переписи, проведенной майором Парабичем. Больше всего говорили о прозвищах, которые давались и под которыми семьи заносились в подушную книгу. Парабича мало интересовало, откуда пришли люди на Ахтубу, чаще всего он спрашивал, что они умеют делать. Исходя .из этого, он давал прозвище. Так появились Колесниковы, Кузнецо вы, Бондаревы, Рыбаковы, Овчинниковы, Швецовы, Ложкины, Кочергины, Шаповаловы.

Состав Ахтубинского городка был многонациональным, и это тоже от ражалось в фамилиях Парабича. Так, горцы с Кавказа стали Горскими, семьи из Польши - Поляковыми. Проходила перепись всю послепасхальную неделю. Затем население собрали в Верхней Ахтубе (ныне город Волжс кий) на общий сход. При бывший сюда царицынский воевода объявил без родным, что они теперь прозываются не беглыми, а казенными крестьяна ми. И предстоит им теперь по царскому указу построить Ахтубинский шелковый завод, и будут они от казны получать плату за работу: мужчина с лошадью - 10 копеек, без лошади - 5 копеек в сутки. Огласил воевода и указ о разведении тутовых деревьев и вскармливании тутового червя, и что строгий надзор будет за этим.

Работа на строительстве завода велась с рассвета дотемна. На стройку выгнали всех. К осени завод отстроили и поставили на про сушку.

Весной 1721 года был получен первый ахтубинский шелк. Для организации этого нового дела прибыли из Астрахани два мастера по шелководству армяне. Они привезли с собой шелковичного червя.

Когда в 1722 году Петр 1 по пути в Астрахань проезжал здесь, ему был подарен пуд (16 кг) шелка, полученного на Ахтубинском заводе. Петр посмотрел шелк и похвалил его как лучший, который он когда-либо видел.

Во времена Екатерины II на заводе вырабатывалось до шести пудов шелка.

Из него для императрицы была выткана широкая орденская лента через плечо, которая ей очень понравилась.

Работа на заводе была очень тяжёлой. Женщины - работницы не доживали [(О сорока лет. Мужчины в возрасте 50 лет выглядели стариками. Неудивительно, что зимой 1773 года в ахтубинских селах появился манифест Емельяна ГIугачёва, в котором ОН объявил об отмене власти помещиков, призывал к искоренению дворян, обещал вольность и свободу. В городках проходили тайные собрания, и на них приняли решение: вступить в войска Пугачева и сжечь завод.

Шло время. С годами население городков росло (к 1877 году в селе Средняя Ахтуба проживали 7428 человек). Народ трудился, упорно распахивал де ) девянными сохами целину. В хорошие годы награждала крестьян земля урожаями . Росло поголовье скота, научились выращивать бахчи, стали варить арбузный мед — нардек.
В 1799 году в бывших безродных городках было устранено местное казачье самоуправление. К этому времени выросли на Ахтубе сёла переселенцев из центральных губерний, и была образована Пришибенская волость, куда вошли Пришиб (ныне город Ленинск), Заплавное, Средняя Ахтуба, Верхняя Ахтуба (ныне город Волжский), Среднепогромное и Верхнепогромное (ныне посёлок Краснооктябрьский).

В 1810-1813 годах всё население Пришибенской (Ахтубинской) волости было переведено в разряд казённых соляных возчиков и прикреплялось в распоряжение нового барина - директора Эльтонской соляной конторы. Озеро Эльтон находится от села в 150 километрах, а возить добытую соль нужно было за 220 километров на Волгу, в царские амба ры. Волость обязана была выставить 4500 фур (телег для бестарной возки соли) и сделать за лето не менее 5 ходок. Безлошадные хозяева должны были посылать рабочих - ломщиков соли.

Соль в те времена была очень доходной статьёй для царской казны. Солеразработки принадлежали царю. На соль существовала монополия, её продава ли только в казённых лавках. За всякую попытку добыть соль для себя следовало строгое наказание. Продажная цена соли в то время была в Астраханской губернии - 60 копеек, в Московской - 1 рубль 70 копеек и в Петербурге - 2 рубля за пуд. Плата же за вьтомку и выволочку соли из озера былаа для ломщиков полторы копейки за пуд. Возчики соли - чумаки - получали по 50 копеек с доставленного воза. В год на Эльтоне добывалось до 11 миллионов пудов соли. Можно себе представить, каким золотым источником для казны был соляной промысел.

Каждый год ранней весной выезжали сотни фур на Эльтон. Рядом с ними шла толпа бедно одетых ломщиков соли. Встречали их осенью, в октябре, горьким плачем вдов и сирот. Многие кормильцы семей умирали на озере и на дальних степных дорогах. Страшно тяжёлыми были условия труда на солеразработках. Народ назвал этот подневольный труд «соленой каторгой». Тяжёлые условия работы неизбежно приводили к столкновениям с администрацией соля ной конторы.

С 1828 года разработка соли на Эль тоне стала отдаваться на откуп (в арен ду) купцам и промьшленникам. Кончилась и «соленая каторга» для ахтубинцев. Но доля их не улучшилась. Они были обращены в государственно-обязанных крестьян. всех льгот, которые они получали за шелководство и со лепромысел. Отняли у них дополнительно даваемую пахотную землю. Обязали платить подать и налоги в полном размере.

В 1891 году все Поволжье охватила страшная засуха, неурожай зерновых, овощей, бахчевых. Начался голод. Люди вымирали целыми семьями. Летом вспыхнула эпидемия холеры. Начались крестьянские волнения. Официально они именовались «холерные бунты». Во время эпидемии в селе хорони ли в день до 26 человек. Вскоре эпидемия холеры пошла на спад, люди понемногу стали успокаиваться. Зачинщиков бунта арестовали и судили военным судом в Цареве, после чего началась расправа с населением. Десятские и старосты выводили мужиков под конвоем казаков и пороли на площади. Но сель чане были люди мужественные и смелые. Стали они самовольно захватывать плодородные земли в пойме и защищались, как могли. Этот бунтарский дух передавался их потомкам, многие, зная горькое прошлое своих отцов и дедов, стремились к новой жизни и уже складывали головы на поле гражданской войны в начале ХХ века.

Дореволюционная Средняя Ахтуба, по данным 1914 года, с её 642 хутора ми, насчитывала более 4 тысяч дворов и 16168 жителей. Было 2 церкви, 3 казённых винных лавки и 6 трактиров. Сильна и богата была верхушка
села - купцы Гарыкин, Брейкин, Сучков, Мальков и другие. Они не толь ко торговали, но скупали скот, зерно, шерсть и охотно давали товары в кредит под урожай. Купцы объединялись в «Ахтубинское пароходное общество» и имели свои пароходы. Им принадлежало монопольное право судоходства от Царицына до Пришиба. Были у них три паровые мельницы. Кулацких хозяйств было 60.

Батрачества и бедноты в селе было с избытком, и рабочая сила стоила дёшево. Одних безлошадных и безземельных насчитывалось более полутора тысяч дворов. Около 1200 дворов имели одну лошадь и одну корову.

Крестьян середняков насчитывалось до 800 хозяйств. Они имели рабочего скота на 1-2 плуга, коров, овец, иногда небольшие сады. Хозяйство велось силами членов семьи.

Сельскохозяйственная техника состояла из двухлемешных плугов и борон. Сеялка была большой редкостью. Конные лобогрейки и сенокос ки имелись только у кулаков. Обмолот вёлся катками. Паровых молотилок было три. Урожайность была низкой. Поэтому большое развитие получило животноводство, огородничество, садоводство и бахчеводство.

Из бытовой техники на всё село имелся один мотоцикл - немецкий у А.Ф.Рогожкина и б велосипедов.

Население Средней Ахтубы в основном было неграмотным.

Первую одноклассную школу открыли в 1885 году, в 1897 году - Рудовскую двухклассную. В последующие годы были построены ещё три школы и последняя в 1901 году. К 1901 году действовало пять школ, в 1914 году в них учились 31б мальчиков и девочек. Учение было платным ..

На 1б тысяч населения имелась больница на 7 коек. Штат больницы состоял из 1 врача, 1 фельдшера и 3 санитарок. Для хозяйственных надобностей и «скорой помощи» имелась лошадь с конюхом.

Библиотеки не было. Кинокартину можно было посмотреть только в Царицыне. Единственным местом, где собирались передовые люди посёлка, была чайная общества «Трезвость». Заведующая чайной Анастасия Алексеевна Маликова вела большую просветительскую работу. Здесьмож но было почитать газету, журнал, взять из личной библиотеки хозяйки интересную книгу. Для молодёжи, с разрешения пристава, устраивались вечера с танцами, играми, чтением стихов.